vkpixel

Внесение изменений в конструкцию: как общаться с органами ГИБДД?

Внесение изменений в конструкцию: как общаться с органами ГИБДД? Памятка для водителей.

Часть 1. Общие термины и понятия

1.1)  Основание для проверки транспортного средства

Водителей, управляющих (ТС) с внесенными в конструкцию изменениями, инспекторы ДПС могут привлечь к ответственности по ст. 12.5.1 КОАП РФ.

Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена

Перечень неисправностей приведен в Постановлении Правительства РФ №1090 от 23.10.1993, редакция от 31.12.2020

П. 7.18 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

1.2. Откуда инспектор знает конструкцию Вашего ТС?

Инспектор использует органолептические методы и может усомниться в том, что конструкция ТС соответствует штатной. Знать что-либо он не обязан.

Многие модели ТС имеют сертификат одобрения типа транспортного средства (ОТТС) - это документ, подтверждающий соответствие ТС требованиям, принятым в РФ. В нем - описание параметров ТС, элементов комплектации, схематичный вид ТС. Если ТС не поставлялось в РФ или было выпушено до 1999 года, то ОТТС, скорее всего, не будет. Если ОТТС нет, то доказать факт внесения изменений в конструкцию чрезвычайно сложно.

Есть ОТТС или нет, автомобиль должен соответствовать положениям Технического регламента Таможенного союза 018/201 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТРТС). ТРТС не распространяется на автомобили старше 30 лет.

Вывод: необходимо найти ОТТС на свой автомобиль н те элементы, которые ему не соответствуют, зарегистрировать как внесение изменений в конструкцию ТС. Если ОТТС нет, то доказать факт внесения изменений в конструкцию сотрудникам ГИБДД очень сложно.

1.3. Что такое внесение изменений в конструкцию ТС?

ТР ТС однозначно определяет, что только установка (удаление) не предусмотренных конструкцией ТС компонентов может считаться внесением изменений, причем безопасность конструкции и комплектация ТС рассматривается не на момент выпуска заводом, а на момент выдачи ПТС (выпуск в обращение).

В том случае, если был заменен компонент, приведенный в ОТТС (например, пластиковый бампер), на аналогичный компонент (неоригинальный бампер, например), установленный компонент имеет сертификат, габариты ТС неизменны, то речь может идти о восстановительном ремонте ТС. а не внесении изменений в конструкцию ТС. Однако важно понимать, что понятия «ремонт» в ТР ТС нет. Формально ГИБДД может попытаться подвести под внесение изменений в конструкцию даже неоригинальные тормозные колодки, хотя в ОТТС не написано, какие конкретно колодки установлены на данный тип ТС.

Вывод: если есть сертификаты, полезно возить их с собой, несмотря на то, что вы не обязаны это делать Вы отремонтировали автомобиль с помощью сертифицированных компонентов, и задача инспектора — доказать факт внесения изменений в конструкцию ТС.

Часть 2. Действия при остановке инспектором по статье 12.5.1. КОАП

Вариант 1. Вы соглашаетесь с фактом административного правонарушения. По ст. 2861 КОАП РФ инспектор имеет право вынести постановление о привлечении к административной ответственности непосредственно на месте совершения правонарушения.

Следствия: штраф 500 рублей, снятие ТС с регистрации ТОЛЬКО по решению главы
регионального ГИБДД (1001 приказ МВД) после проведения расследования.

Вариант 2. Вы не согласны с инспектором. Для Вашего ТС нет ОТТС, или же в ОТТС есть компонент, который инспектор считает внесением изменений в конструкцию, но вид Вашего ТС в целом совпадает со схемой в ОТТС, и Вы считаете, что это ремонт.

Водитель, оспаривающий факт противоправных действий, может на основании ст. 28.6.2 КОАП РФ потребовать составления протокола об административном правонарушении и в таком случае, в соответствии со ст. 29.5.1 КОАП, назначается место рассмотрения дела об административном правонарушении и административное расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Такое ходатайство подлежит только мотивированному отказу. Позиция Верховного Суда РФ — должностные лица обязаны передать дело в соответствии с ходатайством привлекаемого, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.7.1 КОАП РФ. Срок административного расследования — не более 30 дней.

В ходе административного расследования бремя доказывания возложено на должностное лицо. По ст. 1.5.3 КОАП РФ привлекаемое лицо не обязано доказывать свою невиновность. Любые сомнения, в соответствии со ст1.5.4 КОАП РФ, должны трактоваться в пользу подозреваемого в административном правонарушении.

Вывод: вероятность защиты своих прав выше в том случае если составлен протокол об административной ответственности, назначено проведение  административного расследования и рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности с привлечением доказательств (технической экспертизы, запросов на завод-изготовитель, запросов в таможенные органы и др.) для установления подлинных обстоятельств произошедшего. Вы вправе представить и свои материалы, которые подтверждают Вашу позицию. Также в таком случае упрощается зашита своих интересов в суде.

Вариант 3. Вы решили зарегистрировать изменения в конструкцию.

Первый и важнейший шаг - получение максимально корректного заключения предварительной технической экспертизы. Все действия сотрудников приведены в Постановлении Правительства №413 от 06.04.2019 «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований ТР ТС.

Важно, чтобы были сертификаты на установленные компоненты. Бывшие в употреблении компоненты сертификатов не требуют. В случае их отсутствия лаборатория, скорее всего, откажет в выдаче документов.

Заключение должно присутствовать в специальном электронном реестре.

Далее документы направляются в ГИБДД онлайн или лично, ГИБДД оформляет разрешение на внесение изменений. Основания для отказа приведены в ПП 413.

Далее лаборатория выдает протокол проверки. Он должен присутствовать в специальном реестре.

Данные документы н автомобиль представляются в подразделение ГИБДД, выдавшее разрешение. По результатам ГИБДД выдает свидетельство о безопасности конструкции ТС.

Свидетельство является основанием для внесения изменений в ПТС и СТС.